Нужно ли сообщать в польскую налоговую службу о пожертвовании из Украины украинцу, проживающему в Польше из-за войны, зависит от нескольких факторов. По этому вопросу недавно появилось важное налоговое разъяснение от 20 октября 2022 г. номер 0115-KDIT1.4011.330.2022.2.MST.
Согласно вышеупомянутому налоговому разъяснению, ответ на вопрос, подлежит ли такое пожертвование сообщению в польскую налоговую службу, зависит от того, является ли это лицо из Украины налоговым резидентом Польши. Налоговое резидентство определяется в соответствии с польско-украинской конвенцией об избежании двойного налогообложения. Согласно этой конвенции для определения налогового резидентства должны применяться коллизионные нормы (ст. 4 упомянутой конвенции): если лицо имеет постоянное место жительства в обеих странах, оно считается резидентом страны, с которой у него более тесные связи (центр жизненных интересов). Если это невозможно определить, оно считается резидентом государства, в котором обычно проживает. Если оно постоянно проживает в обеих странах или не проживает ни в одной из них, оно будет считаться резидентом страны, гражданином которой является.
В вышеупомянутом налоговом разъяснении указано, что лицо, обратившееся за разъяснением, находится в Польше лишь временно в связи с военными действиями – эти обстоятельства приводят к тому, что налогоплательщик не имеет места жительства для целей налогообложения в Польше, а имеет его в Украине, поэтому такое лицо и далее остаётся налоговым резидентом Украины.
Кроме того, существует другое налоговое разъяснение от 3 января 2023 года номер 0111-KDIB2-2.4015.141.2022.1.PB, в котором Директор Национальной налоговой информации указывает, что:
— приобретение права собственности на вещи, находящиеся за границей (в данном случае денежные средства), подлежит налогообложению, если на момент заключения договора дарения приобретатель был гражданином Польши или имел постоянное место жительства в Польше,
— приобретение права собственности на движимое имущество, находящееся на территории Польши, не облагается налогом, если на дату приобретения ни приобретатель, ни даритель не были гражданами Польши и не имели постоянного места жительства на территории Республики Польша – необходимо, чтобы средства были переведены с украинского банковского счёта на банковский счёт украинца, проживающего в Польше,
— согласно выданному разъяснению пребывание на территории Республики Польша на основании разрешения на временное проживание не может приравниваться к постоянному месту жительства.
С учётом вышеизложенного, если украинец, проживающий в Польше в связи с войной (и остающийся налоговым резидентом Украины), получит пожертвование в виде денежных средств (со счёта в украинском банке), то согласно приведённым выше разъяснениям такое пожертвование не будет облагаться налогом.